Чистый воздух - забота общая

1 апреля 2020

Канальные системы очистки воздуха в ТашкентеПоследние месяцы у многих узбекистанцев на слуху онлайн-сервис «AirVisual», оценивающий чистоту воздуха по всему миру, включая Ташкент. Его показатели привлекают внимание, но что за ними стоит в реальности? Чем же мы дышим на самом деле и что делается для обеспечения качества воздуха? Попробуем разобраться.

Интерес соотечественников к теме понятен. Она всегда находится и в поле зрения специалистов разных сфер.

- Качество воздуха напрямую сказывается на здоровье и благополучии населения, особенно подрастающего поколения, влияет на работоспособность и, соответственно, на экономику в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, от недугов, вызванных загрязнением воздуха, ежегодно умирает около семи миллионов жителей планеты, в том числе два - в Юго-Восточной Азии и один - в Африке, - рассказал председатель Общественного совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды профессор Юсуфжон Шадиметов. - В западных странах успешно налажена профилактика связанных с этим болезней. У нас принят Закон "Об охране атмосферного воздуха", а минувшей осенью глава государства впервые в отечественной истории утвердил такой долгосрочный документ, как Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года.

Много лет ученые занимаются мониторингом качества воздуха на 63 стационарных постах Узгидромета в 25 городах и населенных пунктах. Анализируется содержание 12 газовых примесей и четырех тяжелых металлов.

- В одном только Ташкенте соответствующие наблюдения ведутся в 13 местах в восьми районах города. Заборы проб осуществляются три раза в день с понедельника по субботу, - сообщила сотрудница Центра гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Галина Гранкина. - Такие сведения дают точную картину о качестве воздуха. Они публикуются ежедневно и доступны всем желающим на сайте Узгидромета. В 2019 году в целом по стране индекс загрязнения атмосферы находился в пределах нормы, в том числе низкий - 3,42 - в Ташкенте. Повышенный зафиксировали в Фергане - 5,39. В роли загрязняющих веществ повсеместно выступают в основном пыль, оксиды углерода и азота, диоксид серы. Никто не скрывает эти факты.

А какие показатели предоставляет компания "AirVisual"? Это появившийся в 2015 году частный производитель оборудования для мониторинга качества воздуха. Его техника установлена в десяти тысячах точек по всему миру, а результаты наблюдений можно отслеживать через сайт, приложение или виджет на компьютере. Но насколько они объективны? Скажем, в Москве наблюдения ведутся в 16 точках в разных частях города, и индекс качества воздуха (AQI) в каждой из них отличается от других многократно - от девяти до 54! В Тбилиси - в пяти местах с колебанием показателя от 52 до 70. В Абу-Даби - в десяти локациях с разницей от 61 до 137, более чем в два раза. В Пекине - в 14 точках, где можно увидеть и 55, и 80. В Нью-Дели - в 21-м месте, а данные меняются от 123 до 287. В соседнем Бишкеке - пять локаций, где показатели меняются от 75 до 175. Повсеместно вычисляется усредненный результат.

А в Ташкенте у "AirVisual" есть только одна точка наблюдения. Специалисты не ставят под сомнение корректность данных оттуда, но разве могут они "отвечать" за целый город? Способен ли воздух в одном месте быть таким же, как во всех остальных районах? Нет, что подтверждает пример других мировых столиц выше. Да и сами показатели очень сильно меняются день ото дня. Например, за минувший месяц они колебались от 72 до 153. Максимум пришелся на 12 марта, а минимум - уже через четыре дня. 26 числа индекс достиг 123. Такие перемены говорят о воздействии множества факторов.

Оборудование "AirVisual" установлено на территории Посольства США в Узбекистане. По соседству с дипмиссией - жилые массивы, стройка, котельная и теплицы, прямо влияющие на качество воздуха. Если бы измерения проводились там, где нет подобных объектов, вблизи парка или набережной, данные могли бы быть совсем иными. Но в том-то и вопрос: сравнивать не с чем. У компании больше нет ни одного пункта наблюдений во всей республике.

На этом фоне обращают на себя внимание посвященные индексу "AirVisual" посты в социальных сетях и публикации отечественных СМИ под такими заголовками, как "New York Times" посоветовала меньше гулять в Ташкенте". Авторитетное американское издание еще в начале декабря 2019 года опубликовало интерактивный материал, где читателю в зависимости от его места жительства выводятся данные об уровне загрязнения воздуха в этом конкретном районе в худший день за весь прошлый год.

На том же сайтe "AirVisual" показано, что за последний месяц уровень загрязненности мелкодисперсными частицами в городе менялся от 22,3 до 59 мкг/м3. Газета "New York Times" приводит худший показатель за весь 2019 год - 212 мкг/м3, который наблюдался только один день - в ноябре. За прошлый год эта цифра превышала отметку в 200 лишь четыре раза, и все в том же месяце. Однако в статье нет выводов, которые приписаны NYT со стороны наших журналистов, включая заявление: "В Ташкенте воздух такой же грязный, как в Калифорнии во время пожаров". Это преувеличение очевидно любому, кто находится сейчас в городе.

В то же время важно продолжать уделять внимание проблеме качества воздуха. Опять-таки, нет и речи о том, чтобы скрывать существующие в этом отношении недостатки.

- Источники загрязнения атмосферного воздуха делятся на природные и антропогенные, - рассказал главный специалист Госкомэкологии Анвар Шабанов. - Среди первых - пылеперенос, обусловленный наличием на территории страны пустынь Каракумы и Кызылкум, осушенного дна Аральского моря. Из-за особенностей нашей почвы повышенное содержание мелкодисперсных частиц в воздухе - явление постоянное. В числе вторых - промышленные предприятия и транспорт, а также стройки.

С начала года положение дел в сфере уже дважды обсуждали на крупных мероприятиях комитета с привлечением специалистов министерств юстиции, здравоохранения, внутренних дел, энергетики, транспорта, Узнефтегазинспекции, Узгидромета и Дирекции МДЦ "Tashkent City". В частности, состоялись "круглый стол" и расширенное заседание Общественного совета при Госкомэкологии. Там сообщалось: за последний год удалось снизить вредные выбросы индустрии на 13,5 процента и транспорта - на один процент. Это достигается прежде всего благодаря политике государства по внедрению очистных установок и ужесточению требований. Среди принимаемых мер - увеличение доли возобновляемых источников, повышение энергоэффективности зданий, обогащение добываемого в республике каменного угля, применение пылегазоулавливающих установок с эффективностью не ниже 99,5 процента на стационарных источ­никах загрязнения новых производств. В части транспорта уже с этого года запрещен ввод новых мощностей по выпуску моторного топлива класса ниже "Евро-4", с 2022-го - импорт топлива класса ниже "Евро-3", с 2023-го - ниже "Евро-4". С 1 января 2022 года также нельзя будет ввозить транспортные средства категорий "М" и "N", уровень токсичности которых не соответствует требованиям "Евро-4". Другие инициативы связаны с зеленым городским планированием, развитием экологичного общественного транспорта и дальнейшим ограничением импорта озоноразрушающих веществ.

В целом к 2030 году страна планирует на десять процентов снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Это предусмотрено уже упомянутой Концепцией охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года. Цель амбициозная, и для ее достижения нужны реальные действия каждого соотечественника. Только общими стараниями государственных органов, предприятий и населения можно прийти к успеху в столь важном деле, как улучшение экологической обстановки.

Канальные системы очистки воздуха в Ташкенте

Источник: pv.uz


Вернуться на уровень выше